DSpace Регистрация
 

Institutional Repository of Polissia National University >
Інститути, факультети та підрозділи університету >
Факультети >
Права, публічного управління та національної безпеки >
Кафедра суспільних наук >
Статті >

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://ir.polissiauniver.edu.ua/handle/123456789/8812

Название: Наукове і позанаукове знання: становлення проблеми
Другие названия: Scientific and non-scientific knowledge: problem formation
Научное и вненаучное знание: становление проблемы
Авторы: Шевчук, С. Ф.
Shevchuk, S.
Ключевые слова: наукове знання
scientific knowledge
научное знание
позанаукове знання
non-scientific knowledge
вненаучное знание
наївний раціоналізм
naive rationalism
наивный рационализм
сцієнтизм
scientism
сциентизм
новий образ пізнання
new method of cognition
новый образ познания
сумнів
doubt
сомнение
заблудження
delusion
заблуждение
непослідовність
inconsistency
непоследовательность
Дата публикации: 2018
Издатель: Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова; Українська академія наук
Библиографическое описание: Шевчук С. Ф. Наукове і позанаукове знання: становлення проблеми / С. Ф. Шевчук // Гілея: наук. вісн. / Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. – 2018. – Вип. 130. – С. 247–252.
Аннотация: Розглядається співвідношення понять «наукове» і «позанаукове» знання з погляду становлення самої проблеми. Використано культурологічний підхід, згідно якому знання вписується в контекст його зв'язків з іншими формами культури та соціальності. Здійснена спроба аргументувати поступовий перехід від позиції наївного раціоналізму, що відстоював безальтернативність наукового знання, до позиції нового образу пізнання, в якому позанаукове знання трактується як конструктивний, динамічно-творчий компонент осягнення людиною світу і себе в світі. Робиться висновок про необхідність позитивного ставлення до будь-яких видів знання, до різноманітних поглядів та позицій, оскільки вони, поступаючись науці у гносеологічній функції, все ж відіграють важливу роль у створенні евристичного середовища, поза яким неможливий динамічний розвиток людського пізнання і формування цілісної особистості.
The article deals with correlation of scientific and non-scientific knowledge in terms of formation of the problem as it is. There has been used a cultural approach according to which knowledge fits into the context of its relations with other forms of culture and sociality. An attempt has been made to substantiate a gradual transition from the position of naive rationalism standing up for non-alternativeness of scientific knowledge to a new method of cognition which interprets non-scientific knowledge as a constructive, dynamic and creative component of world comprehension by a human and self comprehension in the world. It is concluded that there is a need for a positive attitude towards all kinds of knowledge and different views and positions, since they, giving way to epistemological function of science, still play an important role in creating a heuristic environment beyond which dynamic development of integrated personality and human cognition would be impossible.
Рассматривается соотношение понятий «научное» и «вненаучное» знание с точки зрения становления самой проблемы. Использован культурологический подход, согласно которому знание вписывается в контекст его связей с другими формами культуры и социальности. Осуществлена попытка аргументировать постепенный переход от позиции наивного рационализма, который отстаивал безальтернативность научного знания, к позиции нового образа познания, в котором вненаучное знание трактуется как конструктивный, динамично-творческий компонент постижения человеком мира и себя в мире. Делается вывод о необходимости позитивного отношения к любым видам знания, к различным взглядам и позициям, поскольку они, уступая науке в гносеологической функции, все же играют важную роль в создании эвристической среды, вне которой невозможно динамичное развитие человеческого познания и формирование целостной личности.
URI: http://ir.znau.edu.ua/handle/123456789/8812
ISSN: 2076-1554
Располагается в коллекциях:Статті

Файлы этого ресурса:

Файл Описание РазмерФормат
Gileya_2018_130_247-252.pdf140,2 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
View Statistics

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

 

ISSN 2414-519X © 2014-2024 Полесский университет